Управление снегоходом.
Первый урок.
Снегоход достаточно сложная машина, поэтому после его покупки
необходимо пройти минимальный курс вождения. А для начала – прочитать
статью Александра Рябикина из российского журнала «Мото» № 2 за
2001 год.
Первым делом найдите общий язык с ручным СТАРТЕРОМ. Пусть большинство
современной техники снабжено электростартером, но грех игнорировать
старый добрый «пускач». Ни в коем случае не дергайте со всего маху
— покалечите зубчатку, на которую наматывается шнур, а на отечественных
снегоходах рискуете и вовсе его вырвать. Сначала «выберите» свободный
ход, а уж потом тяните — ровно и без нервов. Перед троганьем с места
раскачайте снегоход, чтобы освободить гусеницу от налипшего снега
и льда.
Следующий важный момент — ИСЛОЛЬЗОВАНИЕ ЗАДНЕЙ ПЕРЕДАЧИ (конечно,
если на вашем снегоходе таковая имеется). Редуктор, отвечающий за
направление движения гу- сеницы, — вещь хрупкая, но главное — дорогостоящая.
«Воткнув» передачу на холостых оборотах, сначала убедитесь, что
она включилась, — слегка поддайте «газу». И не выжимайте гашетку
до упора — лыжи немедленно зароются в снег. Пятьтесь степенно, с
чувством собственного достоинства.
владели искусством трогаться в обе стороны? Теперь хорошо бы научиться
ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ. Снегоходные тормоза — дисковые, а значит, эффективные.
Специфика в том, что нажатие на ручку тормоза означает замедление
или прекращение движения гусеницы, а не самого аппарата. Поэтому
не переборщите — если на скорости «гусена» будет заблокирована,
трак немедленно забьет снегом, и снегоход превратится в огромные
санки с широченной центральной лыжей.
Переходим к сложным стратегическим задачам, вроде изучения мастерства
прохождения поворотов, прыжков и прочих гусарских лихачеств.
ПОВОРОТЫ. Хотя снегоход рулится совсем не так, как двухколесная
техника, некоторые спортбайкерские приемы имеют право на существование
и при минусовой температуре. На скорости до 40 км/ч для смены курса
вполне достаточно традиционного движения рулем. Но, перебравшись
за эту отметку, заставить гусеничную громадину резко поменять траекторию
труднее. Так что не стесняйтесь — свешивайтесь в поворотах, как
при езде на спортбайке. И не забывайте сбрасывать газ перед началом
маневра — изменение развесовки дополнительно загрузит лыжи и поможет
красиво пройти самый крутой вираж.
Коленочкой, конечно, не чиркнете, но необходимую поворачиваемость
обеспечите. Учитывайте, что снегоход — техника, скорее, заднеприводная,
и навыки езды на автомобилях вроде жигулевской «классики» будут
весьма кстати.
ПРЫЖКИ. Это просто: достаточно найти маломальски пригодный
пригорочек и набрать скорость— аппарат будет скакать, аки кроссач.
Но помните: завалить его набок в полете очень просто — достаточно
в процессе парения сместить пятую точку вправо или влево. Поэтому
«стре- ляйте» строго перпендикулярно обрыву или трамплину, а если
почувствуете, что снегоход «пошел винтом», немедленно катапультируйтесь.
Чтобы приземлить «летательный» аппарат на гусеницу, нужно прыгать
с «оттяжечкой» — максимально сползать назад по сиденью. А если в
полете еще и не закрывать газ, то при приземлении машина «выстрелит»
просто не по-детски. Не стоит сигать даже с двухметровых обрывов
— убьете подвеску или свою грудную клетку. Но традиционные российские
буераки можно и не объезжать.
ГУСАРСТВО. Всяческие эффекты: вроде козления или отжига
ре… простите, гусеницы, на снегоходе не сотворишь — не тот фасончик.
Зато можно от души крутить «пятаки». Совершается это, опять же,
по автомобильной «технологии»: руль в сторону до упора и — газу,
газу!! Не забудьте свеситься во внутрь поворота, дабы избежать «ушей»
— переворачивания снегоцикла. Покрытие для таких упражнений должно
быть твердым — укатанный снег или лед. На целине имеете все шансы
попасть на те же «уши». Напоследок — пара полезных советов.
- Помните, что снег мягкий только на пешеходной скорости, сто «км/ч»
превращают даже самый тонкий наст в асфальт, который легко отшлифует
зарвавшегося ездеца.
- Помните, сколько «кобыл» запрятано под капот вашей техники: разъезжать
без специальной экипировки или тем более в поддатом виде — прямой
вызов судьбе.
- Помните, что снегоходы для разных покрытий разнятся конструктивно:
спортивная «пулялка» с узким траком моментально утонет в лесном
«пухляке» или под тяжестью груза.
- Помните, что при одинаково открытом «газе» скорость снегохода
существенно разнится в зависимости от твердости покрытия: чем снег
жестче, тем быстрее помчит аппарат.
- Помните, что при катании по озеру или реке жизненно важно объезжать
места, где проступает вода, ни в коем случае не ехать «след в след»,
а если избежать засады не удалось, ехать не останавливаясь, без
резких движений рычагом газа. Вот, пожалуй, и все базовые навыки,
необходимые настоящему зимнему ковбою.
Конечно, овладев вышеперечисленным, вы не станете в мановение
ока чемпионом по снегоходному отжигу, но назвать себя продвинутым
райдером сможете с полным правом.
|