Обзор
снегоходов
По большей части, снегоходы могут быть востребованы на рынке развлечений
. Передвигаться по снегу люди научились давно, а первые попытки
механизировать этот процесс предприняли еще в начале прошлого века.
В 1915 г. на льду Невы у Зимнего дворца состоялись испытания "Руссо-Балта"
с полугусеничным ходом. Сани с мотором не прижились в дореволюционной
России. Посему авторство изобретения снегохода принадлежит канадцу
Жозефу-Арману Бомбардье. Прототипы снегоходов его конструкции появились
в 1958 г. Первая промышленная партия снегоходов SKI-DOO была выпущена
в Канаде в 1959-м. Тогдашняя новинка обходилась покупателю в $1000.
Современный снегоход - это транспортное средство, которое
перемещается по снегу на широких резиновых гусеницах и паре лыжных
полозьев. Снегоходы изготавливают из алюминиевых сплавов, стали
или стеклопластика. В качестве источника тяги на 1 них, как правило,
устанавливают высокоэффективный двухтактный двухцилиндровый двигатель
внутреннего сгорания, который вращает гусеницы. Во время движения
длина контакта гусеницы со снегом составляет около 90 см, а давление
на снег - около 3 кПа. Такое низкое давление позволяет машине вместе
с водителем скользить, не проваливаясь, по снегу. Водитель сидит
на снегоходе так же, как мотоциклист на мотоцикле, и управляет им,
поворачивая с помощью руля расположенные спереди лыжные полозья.
Предлагаемые сегодня снегоходы можно разделить на несколько функциональных
групп: спортивные, туристические, рабочие и горные (см. диаграмму
).
Туристические машины имеют передачу заднего хода, отличаются
повышенным комфортом и удобством в управлении. Именно в этом классе
снегоходов представлены так называемые (и по удобству управления,
и по стоимости модели) лимузины-сноумо-били. Снегоходы, предназначенные
для отдыха и развлечений, могут развивать скорость до 110 км/ч.
Утилитарные, или рабочие, снегоходы кроме передачи заднего
хода имеют еще и понижающую передачу, позволяющую преодолевать с
грузом (до 500 кг) сложные участки пути. Они лучше приспособлены
к глубокому снегу, имеют хорошую проходимость даже при полной загрузке.
С помощью утилитарных снегоходов можно даже буксировать застрявшие
в глубоком снегу автомобили. Мощная, без поперечных рычагов телескопическая
передняя подвеска не боится боковых ударов и скрытых под снегом
пней.
Спортивные машины делают максимально облегченными, они имеют
большую мощность и предназначены для одного седока. Главной особенностью
спортивных снегоходов на платформе REV является пирамидальная конструкция
рамы (она является самой легкой, благодаря примененным пластикам,
и одновременно наиболее жесткой - в 7 раз жестче, чем у обычных
сноумобилей). Смещенный к середине центр тяжести и почти вертикальная
передняя подвеска спортивного снегохода обуславливают большую маневренность
и безопасность.
Горные машины отличаются особой подвеской, специальной конфигурацией
гусеницы и системой, меняющей состав горючей смеси в зависимости
от разреженности воздуха.
Весь снегоходный импорт традиционно можно разделить на два основных
направления: западное — как обычно, "хорошо, но дорого"
и российское — соответственно, "дешево и сердито". Современные
сноумобили на Российском рынке представлены шестью торговыми марками,
их импортируют из США (Polaris, Arctic Cat), Канады (Bombardier),
Европы (Bombardie), Японии (Yamaha,Kawasaki) и России ("Рысь",
"Тайга").
ПАРУ СЛОВ ОБ ЭКИПИРОВКЕ
Садиться за руль снегохода специальной экипировки - дело без небезопасное,
особенно для новичков.
Приобрести навыки вождения без падений и переворотов практически
невозможно, поэтому здесь не обойтись без шлема, специального комбинезона,
перчаток и соответствующей обуви. Стоимость необходимого комплекта
экипировки колеблется от $500 до 51200 в зависимости от фирмы-производителя.
Самой дорогой и в то же время самой популярной является амуниция
с логотипом Borbardier
“БОМБАРДЬЕруя” ЛЫЖНЮ.
Одному нужно погружение в пучину океана, другому - прыжки с парашютом,
а кто-то любит спортивные автомобили. Каким бы экстремальным безумством
мы не увлекались - все ради выброса адреналина. Именно этот самый
распространенный на планете "наркотик" толкает нас на
отчаянные поступки, влечет к неизведанному. Для меня, человека,
который в автомобиле проводит большую часть жизни, предложение совершить
пробный заезд на снегоходах вначале показалось малопривлекательным:
уж больно холодно и ветрено. Однако уже после первых минут катания
на сноумобиле эмоции начали выплескиваться через край. Оказалось,
что нестись на снегоходе со скоростью более 100 км/ч по заснеженному
склону горы - сущее удовольствие! Адреналин просто бьет фонтаном.
На тест-драйв нам были предложены две модели снегоходов Bombardier:
Skandic и Legend. Первая - это рабочая лошадка, предназначенная
для перевозки пассажиров и грузов в условиях толстого снежного покрова.
Вторая модель - дорогая игрушка, "сани с мотором", предназначенные
исключительно для развлечений - "погонялок" на снегоходах
или простых прогулок по заснеженным горным склонам.
На первый взгляд, в снегоходе нет ничего необычного: две лыжи,
гусеница, симпатичный пластиковый обвес. Но это обманчивое представление.
Под пластиком - современные технологические решения. Например, блок
управления снегоходом. Эта электронная штучка не толь ко отслеживает
параметры работы узлов и агрегатов, но и хранит всю необходимую
техническую информацию с момента начала эксплуатации сноумобиля.
К тому же именно блок управления автоматически программирует насыщенность
горючей смеси, подаваемой в двигатель, в зависимости от степени
разреженности воздуха, ведь снегоходы часто эксплуатируют в горных
условиях, а на высоте мотор не должен "голодать".
ТРУДЯГА ЗАСНЕЖЕННЫХ ПОЛЕЙ
Bombardier Skandic показал себя неутомимым тружеником. Снегоходы
этой конструкции имеют свои особенности, они оснащены телескопическими
передними стойками, к которым крепятся лыжи с базой 900 мм. Такое
решение позволяет без помех передвигаться по узким лесным тропам
и обращать меньше внимания на преграды в виде скрытых под снегом
пеньков, завалов хвороста и т.п. Широкая гусеница, которой укомплектован
Skandic, в паре с мощным двигателем и механической коробкой передач
обеспечивают снегоходу повышенную проходимость. КПП на Bombardier
Skandic И трехступенчатая: две передние передачи (одна из них пониженная)
и одна задняя. Высокий крутящий момент обеспечивает снегоходу не
только вполне приличную проходимость, но и возможность буксировки
снаряженных грузом !" (до 300 кг) саней.
Усевшись на удобном сиденье, я почувствовал себя, как в седле мотоцикла.
Руль у снегохода почти такой же, как у мотоцикла или мотороллера,
и совсем непохож на автомобильную "баранку", которая для
меня роднее и предпочтительнее. Однако и у сноумобиля есть приятные
"рулевые" фишки. Например, на руле имеется подогрев, чтобы
согреть руки или подсушить намокшие от снега перчатки. Мелочь, а
приятно. Рычаг тормоза на руле с левой стороны (ведь правая рука
всегда на "газе"!). Тормоз на снегоходе гидравлический.
Оно и понятно: ногами остановить "веселые сани" невозможно,
не стоит и пробовать. Тормозной гидравлический механизм - достаточно
простая и надежная конструкция. При нажатии на I рычаг тормозное
усилие передается на суппорт, останавливающий вал привода, который
крутит гусеницу. Следовательно, нажал на тормоз - вал блокируется,
снегоход останавливается. Но нельзя забывать о ремне вариатора:
эта запчасть, припасенная впрок, никогда не помешает. Кстати, для
запасного ремня вариатора даже место специальное имеется - ниша
в пластиковом обвесе.
Я отнюдь не зря долго разбирался с тормозом. Двинувшись вперед,
очень скоро выяснил, что в экспериментах с тормозами главное - не
переборщить и делать все плавно. При резком нажатии на тормоз на
рыхлом снегу можно не только остановиться, но и "зарыться"
в глубокий сугроб (проверено на собственном опыте). А вот на укатанной
дороге при резком торможении может запросто занести, но это куда
приятнее, чем барахтаться по пояс в снегу и тащить достаточно тяжелый
снегоход из сугроба. Остается добавить, что рычаг тормоза можно
заблокировать, как стояночный тормоз на автомобиле. В этом случае
с горки снегоход не покатится, его можно найти там, где оставили.
С тормозами разобрались.
Следующая важная деталь - рычажок дроссельной заслонки или "газа".
Этим узлом управления снегоход напоминает гидроцикл. Такое техническое
решение вполне обоснованно: ведь оно проще и надежнее (те, кто ездил
по воде, меня поймут). Ведь держаться за неподвижную ручку руля
гораздо удобнее, а если не удержался - летишь в сугроб или скользишь
по укатанному снежному покрытию. В любом случае, я очень быстро
уяснил, что шлем и водонепроницаемый костюм незаменимы при катании
на снегоходе. Помимо прочего, при прохождении поворотов на снегоходе
нужно "вывешиваться" для баланса в сторону, противоположную
наклону снегохода при вхождении в поворот, - как на мотоцикле. Естественно,
при этом снежная пыль в изобилии летит на ездока. Достаточно сильное
и очень мокрое ощущение. Не "вывешиваться" нельзя: поддержание
курсовой устойчивости при повороте - залог того, что снегоход не
будет лежать на седоке и продолжит движение.
Пробираться по свеженькому снегу в горах, даже на снегоходе, -
вовсе не то же самое, что ходить по тепленькому песочку Средиземноморья.
Это приличная нагрузка (каждый пройденный километр можно засчитывать
за поход в спортзал - руль ведь без гидроусилителя). Вертеть им
беспрестанно, удерживая снегоход на заданной траектории, - все равно,
что гантелями обмахиваться. В одном из поворотов я не довернул руль,
и меня понесло в глубокий снег, куда "забурился" по самые
уши. Снегоход заглох, и мне в очередной раз пришлось ждать помощи
коллег, так как вытащить его из сугроба и развернуть в нужную сторону
самостоятельно не представлялось возможным. Совет: никогда не ездить
в горы одному, это может привести к печальным последствиям.
Выбравшись на ровную местность, вновь начинаю тренировку: старт,
торможение, поворот и преодоление сугроба. Все это вымотало меня
на славу, поэтому в первый день езда на снегоходе меня слегка разочаровала.
ТУРИСТ, БЕГУЩИЙ В ГОРУ
Приняв во внимание все ошибки и в очередной раз расспросив у знатоков,
как с этим транспортом "бороться", настроившись морально
и физически, усаживаюсь на туристический Legend. Отличие этого снегохода
от предыдущего утилитарного просто потрясающее: Legend ускоряется
намного быстрее, а в повороте радиус сноса не так огромен. Помня
о вчерашнем путешествии по крутому склону, откуда меня вытаскивали
"всем миром", повторять подвиги не хотелось. Поэтому выбрал
дорогу поровнее и поспокойнее. После нескольких часов, проведенных
за рулем, я сумел отгадать секреты пилотирования. На склон больше
не полез, но приличные снежные "глубины" покорять научился.
Самое запоминающееся ощущение, когда на полном ходу да по нетронутому
снежку врезаешься в сугроб, вздымая стену снежных брызг. Приобретя
некоторую сноровку, можно без проблем и с огромным удовольствием
справляться со сноумобилем. Главное - всегда учитывать особенности
каждой модели снегохода и делать это без лишней спешки. Мне очень
понравилось им управлять: эта машина не похожа ни на одно транспортное
средство. В ней все по-другому.
Legend имеет вариатор вместо механической коробки передач и электронное
переключение заднего хода. Особенность в том, что при включении
заднего хода двигатель просто глохнет, затем самопроизвольно запускается
и начинает вращать гусеницу в обратном направлении. Legend имеет
более узкую по сравнению со Skandic гусеницу и базу лыж шириной
1195 мм. В отличие от Skandic, это более скоростной снегоход, к
тому же он намного эффективнее управляется. Но на Legend нужно внимательнее
продвигаться по лесным дебрям, так как подвеска немного нежнее.
- Снегоход имеет рамную конструкцию. Несущей является рама, накоторую
крепится карбюраторный мотор, вариатор или обычная механическая
КПП. ? На снегоходе легче всего передвигаться по укатанным ровным
снежным дорогам (попросту говоря, по гололеду), а для преодоления
глубокого снега нужно быть готовым к значительным физическим нагрузкам.
- Сноумобиль можно эксплуатировать, если толщина снега не менее
15 см.
- На сноумобиле можно преодолеть даже брод, но скорость при этом
должна быть приличной, тогда снегоход отлично глиссирует
Золотое правило эксплуатации снегохода: заливать масло,
предусмотренное заводом-изготовителем, и всегда иметь при себе запасные
ремень вариатора и свечи зажигания
При переворотах можно повредить пластиковый обвес, а невнимательность
и наезды на жесткие препятствия (пеньки) могут повредить подвеску.
|