Мотовездеходы
- Эндорфиновая фабрика
Во всем мире машины класса ATV (больше известные в наших широтах,
как ''квадроциклы'', или (нежно) ''квадрики'') уже давно прочно
заняли нишу выносливых универсальных средств внедорожного передвижения.
Спектр их возможностей настолько широк (от нужд военных и спасателей
до фермеров с охотниками), что вряд ли есть возможность перечислить
все сферы применения, да и не нужно это. На просторах Отечества
эта техника также пользуется заслуженной популярностью, правда,
в достаточно ''узких'' кругах обеспеченных людей, а это накладывает
свою специфику…
Так как ATV — удовольствие не из дешевых, то приобретается очередной
“квадрик” как средство отдыха, причем активного и (местами) экстремального.
То есть, большинство покупаемых квадроциклов — это спортивные машины,
эдакие ''зажигалки'', легкие как пушинки, с задним приводом. К квадроциклам
более мирного и утилитарного характера отношение снисходительное,
если не сказать — пренебрежительное. Мол, что возьмешь с этого мотоблока?
Подобная предвзятость побудила меня попытаться восстановить поруганную
честь ATV (тех, что не спортивные), а заодно и составить свое мнение
по этому поводу.
В напарники себе я выбрал типичный на вид “утилитарник” от Honda
— TRX 650 FA5 Rinkon. Каково же было мое удивление…
Хотя об этом попозже.
Итак, место для теста нашлось что надо: чудненькая комбинация
из грязевой каши вперемешку со льдом, песчаный карьер рядом, да
еще и побережье Днепра неподалеку! Руки уже так и чесались решительно
нажать на газ и устремиться в эти ''пампасы'' местного, киевского,
разлива, но пришлось сбавить обороты: пока квадрик чист и фотогеничен,
неплохо было бы разобраться, с чем имеем дело.
Облик машины напрочь лишен агрессивности, зато ему присуща ярко
выраженная монументальность: развитая капотировка, мощные колеса
низкого давления, защита агрегатов и багажники. Это однозначно мужской
аппарат, а истинно хондовский прищур фар, “с хитрецой”, добавляет
изюминку экстерьеру как раз в той мере, чтобы ATV не напоминал мужлана.
Уважение вызывают и мощные А-образные элементы передней подвески.
Верхние рычаги сделаны из ''крылатого'' алюминия в погоне за снижением
неподрессоренных масс, тогда как на долю стальных нижних выпала
работа ''лицом к лицу'' встречать все превратности бездорожья. Задняя
подвеска также независимая, причем и верхние и нижние рычаги — алюминиевые
(в расчете на то, что стальные передние разберутся со всеми ''вопросами''
первыми).
В целом, комплектация Rincon ну никак не позволяет говорить о
типичной ''рабочей лошадке'' без претензий, и если фаркоп воспринимается,
как должное, то электрическая лебедка с управлением, размещенным
на руле, говорит о серьезных внедорожных претензиях машины. Еще
более решительно об этих самых претензиях заявляет подключаемый
полный привод.
Взгромоздившись на широкое (и, кстати, одноместное), сиденье,
отмечаем удобство посадки, пусть пока и в статике.
Теперь самое время быстренько освоиться с органами управления и
— поскорее в путь. Все данные выводятся на многофункциональный жидкокристаллический
дисплей, отображающий море информации, а главное, предусмотрительно
герметизированный. Ручки руля напоминают органы управления, как
минимум, вертолета столько на них всяких кнопок и переключателей!
Как и большинство квадроциклов, Honda Rinkon оснащен автоматической
трансмиссией, так что от рычага сцепления руль избавлен, а почетное
место заняла ручка заднего тормоза. Рядом с ней соседствует пульт
управления лебедкой и… кнопки принудительного включения одной из
трех передач автоматической трансмиссии! Да да, на Rinkon установлен
не привычный вариатор, а полноценная коробка-автомат автомобильного
типа, с гидротрансформатором! Всего в распоряжении водителя три
передачи вперед и одна назад, плюс возможность выбора, благодаря
системе, сходной с автомобильными ''трониками''. Правая ручка традиционно
несет на себе гашетку газа, ручку переднего тормоза, управление
полным приводом и… выключатель ESP! Вот вам и утилитарный квадроцикл!
Ладно, хватит сентиментов. Пора ударить ''квадро-пробегом'' по
бездорожью и подвескам!
Пол-оборота электростартера пробудили четырехтактную ''одностволку''
Honda. Объем этого двигателя очень приличный — 650 см3, так что
тяга у него должна быть если и не паровозной, то тоже очень приличной.
Что, собственно и подтверждается: едва переведя рычаг трансмиссии
в положение D (а есть еще нейтраль с реверсом), почувствовал, как
квадрик начинает медленно, но верно ползти вперед.
С добавлением газа движок начинает довольно рокотать, а квадроцикл
мощно ускоряться. Ускорение не взрывное, все-таки, 270 кг сухой
массы — немало. Зато, благодаря тяговитому двигателю, оно напористое
и совершенно одинаково радует как на укатанной грунтовке, так и
на разбитой в пух и прах колее. Задние колеса враз срываются в букс
при вольном обращении с газом, а выписывать на заднем приводе фигуры
в заносе — проще простого.
Спокойная езда по пересеченной местности также доставляет сплошное
удовольствие: квадроцикл сохранят стоическое спокойствие и не делает
попыток перевернуться. При скоростной езде все же стоит помнить
о законах физики и не забывать свешиваться в поворотах или на склонах,
ибо иные, пренебрегшие этим простым правилом, жестоко поплатились,
причем не только финансово, но и физически.
Но не будем о грустном. На предложение пошалить Rinkon отзывается
с готовностью и задором, внешне в нем не заметными. Подвеска невозмутимо
проглатывает неровности, а мощные передние рычаги со стальной защитой
безжалостно ломают и подминают под машину встречные кусты. Задний
привод позволяет мести ''хвостом'' в поворотах в ответ на агрессивное
обращение с ''газом''. Господа, куда подевался утилитарный скромняга?!
Такое лихое начало убедило проверить эффективность тормозов, прежде
чем идти дальше. Тут все надежно и без сюрпризов. Барабанные тормозные
механизмы впереди приводятся с помощью гидравлики, отчего не требуют
''выжимать все соки'' из ручек. К тому же они герметизированы, что
по достоинству оценят экстремалы. Задний тормоз дисковый, с гидравлическим
приводом, и, что интересно, его диск закреплен прямо на приводящем
валу задних колес. Тормоза работают очень прогнозируемо и мягко,
так что шалить можно. Кстати, есть еще один приятный бонус в чисто
''хондовском'' стиле. С включенным полным приводом тормозная система
превращается в комбинированную. Вполне ожидаемо от компании, известной
не только филигранной техникой, но и трепетным отношением к безопасности.
Пришло время нырнуть в ''пучину'' весенней распутицы. Небольшая
лужа после таяния льда и снега превратилась в некое подобие грязевого
озера. Ну что ж, это то, к чему нас готовили! Короткий разгон, и,
эффектно выбрасывая фонтан из брызг и комков грязи, квадроцикл непринужденно
преодолевает это препятствие. Что, правда, в моноприводном режиме
задние колеса сделали попытку выйти вперед, так что из плена лужи
я выехал в эффектном заносе. Переведя селектор привода в положение
4WD, повторяем операцию. Ух, ты! Ни малейшего намека на нестабильность.
Квадроцикл, словно по рельсам, проходит участок, безо всякого намека
на нестабильность или угрозу застрять. Ау, спортивные квадроциклы,
где вы? Причем эта картина наблюдается как при езде ''с наскока'',
так и при преодолении препятствия на черепашьей скорости, ''внатяг''.
Когда дорожные условия становятся и впрямь тяжелыми, приходит на
помощь принудительный выбор передач. Выбрав одну из них, можно ползать
''по уши'' в грязи не переживая, что трансмиссия среагирует неадекватно
и переключится вверх как раз тогда, когда вам больше всего нужны
''ньютон-метры'' двигателя. Понижающей передачи здесь нет, да и,
положа руку на сердце, она не нужна: нам так и не удилось посадить
квадрик ''намертво'' (хотя очень старались).
Honda Rinkon — настоящий вызов! Вон показались чудные холмики,
так что подвеске не избежать теста на стойкость к ''вандалистическому''
обращению. Интенсивный разгон, прыжок на несколько метров. Нет и
намека на пробой подвески, к тому же, благодаря грамотной компоновке
узлов и агрегатов, развесовка получилась нейтральной, квадрик не
делает попыток ''задрать нос'' или ''клюнуть'', что дает повод использовать
его как настоящую фан-машину.
Силы подходят к концу, а Rinkon только ''разогрелся'' по-настоящему,
в запасе еще один каверзный тест, а именно: подъем на песчаную насыпь
совсем ''не гражданского'' угла наклона. Включаем полный привод
и начинаем не спеша карабкаться. Добравшись почти до вершины, квадроцикл
начал закапываться всеми четырьмя колесами: песок оказался слишком
рыхлым, в противном случае, и эта вершина была бы покорена.
Напоследок, еще раз вернусь к эргономике. Посадка и расположение
руля не заставили пожелать лучшего, причем управлять квадроциклом
при активной езде удобно и сидя, и стоя.
Вот такой необычный аппарат соорудили “спецы” из Honda. Невероятно
функциональный и богато оснащенный, он способен на серьезные свершения
на бездорожье, причем все эти амбиции подтверждены великолепной
технической начинкой. Другая его сторона скрыта за миролюбивым дизайном,
но под пластиком, где-то в глубине 650-кубового двигателя, дремлет
эндорфиновая фабрика, которая только и ждет, пока вы отключите передний
мост, и как следует, нажмете на ''газ''. При этом Honda Rinkon подарит
вам и ускорение, и радость прыжков с трамплина, и уверенное преодоление
песков с бродами, причем все это — с максимальной безопасностью.
Единственное, что смущает — это цена. Но хорошее не может стоять
дешево!
|